Участие граждан в охране общественного порядка - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах.
Основные нормативные правовые акты по данному вопросу:
- Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»;
- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации;
- Закон Ярославской области от 8 апреля 2015 г. № 26-з «Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Ярославской области»;
- приказ МВД России от 21.07.2014 № 599 «О Порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности»;
- приказ МВД России от 18.08.2014 № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи».
Правовые условия для добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка установлены Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».
Закон выделяет следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:
- участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести;
- внештатное сотрудничество с полицией;
- участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности;
- участие в деятельности народных дружин.
Общим условием участия граждан в охране общественного порядка в каждой из указанных форм является достижение возраста 18 лет.
Ограничения, при наличии которых граждане не могут быть учредителями или участниками общественного объединения правоохранительной направленности, народными дружинниками, связаны с наличием судимости, привлечением к уголовной и административной ответственности, с участием в экстремистской деятельности, с состоянием здоровья и наличием психических расстройств, и т.д.
Народные дружины и объединения правоохранительной направленности могут участвовать в охране общественного порядка только после включения в специальный реестр, который ведется в каждом субъекте РФ. Решение о внесении народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр на территории Ярославской области принимает уполномоченное лицо УМВД России по Ярославской области.
Общественное объединение правоохранительной направленности - не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка.
Федеральный закон определяет народную дружину как основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Народная дружина может создаваться как с образованием, так и без образования юридического лица. Границы территории, на которой создается народная дружина, определяют органы местного самоуправления.
Дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право: требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния; принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств; оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей в сфере охраны общественного порядка.
Также закрепляется право народных дружинников применять физическую силу, но только в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Перед ее применением, по общему правилу, дружинник обязан предупредить правонарушителя о своем намерении. Право самостоятельного задержания правонарушителей народным дружинникам не предоставлено. Что касается вопросов ношения и применения оружия, то народные дружинники должны руководствоваться положениями Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии».
В соответствии с рассматриваемым федеральным законом принят Закон Ярославской области от 08.04.2015 № 26-з «Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Ярославской области» (далее – Закон ЯО № 26-з).
В целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин на территории Ярославской области создаются штабы народных дружин, которые выполняют организационную функцию. Законом ЯО № 26-з регулируется порядок создания и деятельности указанных штабов.
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка в Ярославской области должны иметь при себе удостоверение и использовать отличительную символику, образцы которых установлены законом ЯО № 26-з. Отличительной символикой является нарукавная повязка, которая носится на плече левой руки и представляет собой прямоугольник, изготовленный из ткани красного цвета с надписью «Дружинник» белого цвета.
Приказ МВД России 18 августа 2014 г. № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи» определяет требования к подготовке народных дружинников, целью которой является получение ими знаний, умений и навыков, необходимых в деятельности народных дружинников. При подготовке дружинники знакомятся с нормативными правовыми актами, мерами личной безопасности и приемами самозащиты, навыками оказания первой помощи. Подготовка осуществляется в форме инструктажа перед проведением мероприятий по охране общественного порядка.
Статья 19.35 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий (наложение административного штрафа в размере от 500 до 2500 рублей).
Вы можете найти эту страницу по адресу: http://www.uvo76.ru/about/lawful_info/1645/