ГлавнаяПресс-центрНовостиСлужба вневедомственной охраны в рамках закона «О полиции»

Новости

Служба вневедомственной охраны в рамках закона «О полиции»

15 февраля 2011 года

За свою почти 60-летнюю историю служба вневедомственной охраны не раз   подвергалась реформированию. Наступил 2011 год, и вновь произошли существенные изменения  в правовом положении подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.7 февраля 2011 года Президент Российской Федерации (РФ) Дмитрий Медведев подписал закон «О полиции». В статье 2 закона предусмотрено одно из направлений деятельности полиции - охрана имущества и объектов  на договорной основе. В период общественного обсуждения  законопроекта в сети  Интернет, пожалуй, ни одно направление не подверглось столь острой критике. Высказывались доводы о том, что полиция не должна заниматься обеспечением охраны имущества по договорам, поскольку это коммерческая (предпринимательская) деятельность, которая создает предпосылки для коррупции и является для полиции несвойственной функцией; предлагалось оставить за органами внутренних дел только охрану объектов особой важности и повышенной опасности, а также государственных объектов. Однако, вышеизложенные мнения - ошибочны.

По смыслу гражданского законодательства предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Но вневедомственная охрана никакой прибыли от оказания услуг по договорам не получает, так как денежные средства, полученные за обеспечение охраны имущества, в полном объеме поступают в доход  федерального бюджета.

Кроме того, вневедомственная охрана осуществляет охрану имущества населения по тарифам значительно ниже себестоимости, чего не будет делать ни одно частное охранное предприятие (ЧОП), целью деятельности которого является, прежде всего, извлечение прибыли. В доступности услуг охраны имущества для граждан  проявляется социальная функция государства, с одной стороны. С другой стороны, оборудование квартир, домов, гаражей сигнализацией - действенная мера профилактики краж - а назначение полиции и заключается в предупреждении и пресечении преступлений, защите собственности.

Немаловажным является и то, что служба вневедомственной охраны существует с 1952 года. За этот период накоплен богатый опыт работы, сформирован кадровый и материально-технический потенциал. Научно-исследовательский центр «Охрана» МВД России   осуществляет экспериментальные разработки новых технических средств охраны и безопасности,  участвует во внедрении  научной продукции в области охраны имущества в практическую деятельность. Следовательно, существование государственной и частной охраны дает предпосылки для дальнейшего развития охранной деятельности в России и предоставляет для организаций и граждан возможность выбора.

По всем вышеназванным причинам законодатель, несмотря на высказываемые предложения передать охрану имущества ЧОПам, сохранил данное «право» за службой вневедомственной охраны, прописав его в законе «О полиции».

Закон «О полиции» впервые определил права сотрудников полиции, осуществляющих охрану объектов:

  • осуществлять досмотр граждан и транспортных средств при въезде на охраняемые объекты;
  • проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах;
  • принимать меры по пресечению нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан;
  • беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов;
  • выдавать должностным лицам организаций, объекты которых охраняются полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан.

К новеллам законодательства также следует отнести положение статьи 47 закона «О полиции», устанавливающее, что тарифы на оказываемые полицией услуги по охране имущества граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. До этого специальный нормативный правовой акт, регламентирующий тарифообразование на услуги вневедомственной охраны, отсутствовал. Стоимость услуг охраны в каждом регионе России определялась с учетом экономически обоснованных затрат  по методике, утвержденной МВД России.

Как известно, в настоящее время в России проводится реформа государственных и муниципальных учреждений в соответствии Федеральным законом от 08.05.2010 №83-ФЗ. В связи с этим, с 1 января 2011 года  изменилось правовое положение отделов вневедомственной охраны, которые приобрели статус казенных учреждений. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ казенное учреждение - учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг в целях реализации предусмотренных законом полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет бюджетных средств. Таким образом, деятельность подразделений вневедомственной охраны полиции будет иметь статус государственной услуги. Плата за услуги по-прежнему будет зачисляться в полном объеме федерального бюджета, что нашло отражение в ст. 47 закона «О полиции».

В заключении, следует отметить, что предоставление органами исполнительной власти и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг регламентировано Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ. В настоящее время МВД России разрабатывает административный регламент предоставления  государственной услуги  по обеспечению охраны имущества физических  и юридических лиц по договорам. Административный регламент установит стандарт и порядок предоставления государственной услуги: перечень необходимых документов для обеспечения охраны имущества, сроки рассмотрения заявлений, основания для отказа в заключении договора, проведение обследований объектов, плату за оказание государственной услуги, обжалование действий должностных лиц.

Таким образом, 2011 год станет новой страницей в многолетней истории службы вневедомственной охраны.

Отдел правового обеспечения
УВО при УВД по Ярославской области